Антитеза -
(от греч. antithesis — противоположение), стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов
(«Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Державин).
Гипербола
– один из тропов в литературе, образное преувеличение силы, размера,
изображаемого явления.
Ирония
– тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Это один из
художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его
значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают
противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или
человеке.
Композиция -
(от лат. compositio — составление, связывание),
построение художественного произведения, расположение его компонентов.
Конфликт -
(от лат. conflictus — столкновение), столкновение сторон, мнений, сил,
лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
Метафора –
(от греч. metaphora — перенесение), троп, перенесение свойств одного
предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для
обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).
Монолог -
(от моно... и греч. logos — речь), развернутое высказывание одного лица;
преобладающая форма в лирике, важная — в эпических, особенно драматическом,
жанрах. В повествовательной прозе 19-20 вв. распространен «внутренний
монолог» героев.
Олицетворение –
вид метафоры, оборот, состоящий в перенесении свойств человека на
неодушевленные предметы и отвлечённые понятия. («Ее сиделка — тишина...», А.
А. Блок. «Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость…»,
А.А.Пушкин.).
Рассказ -
малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой
формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как
жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18
в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные
разновидности рассказа.
Рифма
– совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк,
подчёркивающее ритм стиха.
Сатира
– художественные произведения различных родов литературы, в которых резко
осуждаются порочные явления общественной и личной жизни. Сатира имеет
социальную направленность.
Стихотворение
- лирическое произведение в стихотворной форме небольшого объёма.
Строфа
- (от греч. strophe, букв. — поворот), сочетание двух или нескольких
стихотворных строк, объединённых системой рифм и общей интонацией. В
зависимости от количества стихов в строфе различают: двустишие. трёхстишие,
четверостишие, пятистишие и т.д.
Тема –
(от греч. thema, букв. — то, что положено (в основу)),
круг жизненных явлений, отражаемых писателем с определённых идейно -
политических позиций.
Фабула
- (о лат. fabula — басня, рассказ), в художественном произведении цепь
событий, в их хронологической последовательности. В составе фабулы различают
экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Футуризм
– одно из течений модернизма в поэзии 20 века. Для русского футуризма
характерно стремление «освободить» искусство и литературу от их идейного
содержания, слово от его смысла, стремление создать выдуманные,
несуществующие в человеческой речи слова, звукосочетания, не имеющие смысла.
Утопия
- (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой
версии, от eu — благо и topos — место, т.е. благословенная страна), Утопия,
как литературный жанр, предполагает развернутое описание общественной,
государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается
идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.
(Утопией называют также любой нереальный, неосуществимый на практике проект
социальных преобразований). Термин происходит от названия книги Т. Мора (16
в.).
Эпиграф -
(от греч. epigraphe — надпись), цитата, изречение, пословица, помещаемые
автором перед текстом всего художественного произведения или его части.
Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от
имени другого, более авторитетного лица (источника).
|